Малташская стела

Использование Конструктора знаков длядешифровки  надписей.


На  дороге с. Родниковское  (сегод. Родниковое, быв. Скели),  Балаклавского района города Севастополя,  к перевалу  Шайтан-Мердвен (Чертова лестница, тюрк.), проходящей по балке Малташ-Дере ( Торговая балка,  тюрк.) на половине пути к высшей точке перевала (г. Бизюка  922 м) описан  каменный столб (в статье используется описание столба  взятое из  материалов экспедиции Г. А.  Никитина,  данные сентября  1948 г., статья в (1))  на нем знаки в виде линейных нарезок глубиной 3-5 мм, расположенных по вертикали.

Фото 1 (1)

Этот каменный столб описан стоящим около дороги за  пересохшим руслом реки, в нескольких шагах от скалы с пещерой, которая находится на противоположной стороне дороги. Выше дорога раздваивается. По карте  видно, что ни одна из троп не ведет к вершине, обе огибают ее и уже не встречаются. Правая выходит к перевалу Шайтан-Мердвен,  левая ведет к  вершине Тарпан-Баир.

Как сообщается в статье: «столб плотно укреплен в гнезде, выложенном из камней. Он сделан из характерного для этих мест серого известняка. Высота его над уровнем дороги 1м, ширина в низу 0,35 м, вверху 0,25 м, поверхность грубо обработана. Степень выветривания камня говорит в пользу предположения о значительной  древности памятника».
Надпись представляет уникальный образец письменности, предварительно относимый к кизил-кобинскому периоду.
     фото 2    рисунок 1

Что позволяет предположить  , что данная система  знаков  была  понимаема этносами, населявшими Крым в то время.

По характеру нанесения знаки делятся на:
Верхнюю надпись, которая включает два знака и Нижнюю надпись, включающую три знака. Вместе же они составляют единую вертикальную строку *.

На фото 2 видно, что  надписи выполнены в разной технике, разными инструментами и нанесены в разное время,  разными авторами. При этом используют одинаковые символы, имеют графическое и композиционное и как следствие смысловое единство. Два одинаковых символа следующие один за другим  являются границей разделяющей всю надпись на Верхнюю и Нижнюю.  Складывается предположение, что автор Нижней надписи  утверждает мысль своего предшественника, цитирует его знак  и  в тоже время дополняет или поясняет предыдущее содержание.  Видимо, дописка является важной и связана, либо с  изменением  внешних условий, либо  с расширением понятийной базы.  В первом случае разница во времени между нанесениями  Верхней и Нижней  надписей может быть меньшей, поскольку их  графическая основа не изменилась, во втором же случае это  может говорить о существовании устоявшейся системы знаков, существовавшей  на протяжении нескольких столетий.
В обеих надписях используются одинаковые  простейшие  графемы, символизирующие основные понятия.
Этот факт позволил, автору данной статьи предположить, что надпись является уникальным образцом письма, которым  владело древнее  скифо-таврское , киммерийское,  а может и кизил-кобинское население Крыма  за долго до появления  известных азбук. В основу которых, предположительно  легли Малташские графемы.

Что же написано на Малташской стеле?
Верхняя  надпись гласит: «Путь к вершине».
Нижняя : «Вершина – два пути, которые не сходятся, ведут к различным целям (не на вершину), не имеют единой причины начала движения - общей точки исхода. Не имеющее общего выбирает каждое свой путь».
Нижняя надпись более многословна, но в ней делается попытка объяснить путнику детали пути (красивейший караванно-таможенный сленг ?).

В национальной традиции последние два знака  Нижней надписи имеют значение: «Налево пойдешь, будет то-то и то-то», «На право пойдешь, будет так то». Здесь -  «на право»   обозначено  восходящей чертой,  что значит: «будет труднее»,  «на лево» более легкий путь,  обозначен нисходящей чертой.  Не трудно  убедиться, что это действительно так ?

Кажущееся  примитивной  знаковая система на самом деле уникальная  лаконичная графическая форма, обладающая максимальной  образностью, информативностью и технологичностью.
Данная система «Простейших графем» была  выявлена при анализе Кириллицы, нашла подтверждение при интерпретации ранних письменных источников и легла в основу создания Конструктора знаков.

Графемы Малташской надписи:
Горизонталь – движение в существующей реальности, ограниченное горизонтом делание, путь – дело – перемещение (точная характеристика торгового пути, выраженная всего одной чертой).
Две наклонных черты,  сходящиеся в верхней точке, представляют собой графему первого порядка, составленную из двух базисных графем.
Восходящей наклонной черты, интерпретируемой, как движение вверх, движение с приложением усилия и
Нисходящей наклонной  черты, трактуемой, как движение вниз, движение без усилия.
Обратившись к Конструктору  знаков видим, что он  дает  графему первого порядка
    - восхождение к небесному и нисхождение к земному, через высшую точку. Единичный круговорот бытия. Символ роста. Буква «Л» - «Людье» (растущее, слав.) Кириллицы.
Что же было на  г. Бизюка такого «небесного»? И куда же к «земному» затем нисходили поднявшиеся?  Или автор Верхней надписи  лаконично написал: «Путь людей»?  А от чего предостерегает автор Нижней надписи, явно заботливо указывающий нам возможности обхода вершины? Может просто на исчезнувшую со временем единую тропу ?. Или разделяет торговцев на категории? Вопросы, вопросы -  они же ответы.
Надпись на Малташской стеле приближает нас к системе образов языческих народов. Теперь видно, что эта система  избавляла их от чрезмерного пустословия. Закон  запрещал использовать надписи в бытовых утилитарных целях (как когда то и колесо).
Так называемое развитие письменности в последующее время, явилось результатом упадка.  Профанация послужила причиной общедоступности письма и использования его для  развлекательных целей,  в плоть до Р. Х.
«История и археология древнего Крыма», Издательство Академии наук Украинской ССР, Киев 1957 г., редактор Е.В. Максимов
* в вертикальных системах письма символы пишутся один под другим, такая запись используется в  иероглифических письменностях  (рисунок 1)
Кудинов Б.В.  2008.