Малташская стела
Использование Конструктора знаков длядешифровки надписей.
На дороге с. Родниковское (сегод. Родниковое, быв. Скели), Балаклавского района города Севастополя, к перевалу Шайтан-Мердвен (Чертова лестница, тюрк.), проходящей по балке Малташ-Дере ( Торговая балка, тюрк.) на половине пути к высшей точке перевала (г. Бизюка 922 м) описан каменный столб (в статье используется описание столба взятое из материалов экспедиции Г. А. Никитина, данные сентября 1948 г., статья в (1)) на нем знаки в виде линейных нарезок глубиной 3-5 мм, расположенных по вертикали.
Фото 1 (1)
Этот каменный столб описан стоящим около дороги за пересохшим руслом реки, в нескольких шагах от скалы с пещерой, которая находится на противоположной стороне дороги. Выше дорога раздваивается. По карте видно, что ни одна из троп не ведет к вершине, обе огибают ее и уже не встречаются. Правая выходит к перевалу Шайтан-Мердвен, левая ведет к вершине Тарпан-Баир.
Как сообщается в статье: «столб плотно укреплен в гнезде, выложенном из камней. Он сделан из характерного для этих мест серого известняка. Высота его над уровнем дороги 1м, ширина в низу 0,35 м, вверху 0,25 м, поверхность грубо обработана. Степень выветривания камня говорит в пользу предположения о значительной древности памятника».
Надпись представляет уникальный образец письменности, предварительно относимый к кизил-кобинскому периоду.
фото 2 рисунок 1
Что позволяет предположить , что данная система знаков была понимаема этносами, населявшими Крым в то время.
По характеру нанесения знаки делятся на:
Верхнюю надпись, которая включает два знака и Нижнюю надпись, включающую три знака. Вместе же они составляют единую вертикальную строку *.
На фото 2 видно, что надписи выполнены в разной технике, разными инструментами и нанесены в разное время, разными авторами. При этом используют одинаковые символы, имеют графическое и композиционное и как следствие смысловое единство. Два одинаковых символа следующие один за другим являются границей разделяющей всю надпись на Верхнюю и Нижнюю. Складывается предположение, что автор Нижней надписи утверждает мысль своего предшественника, цитирует его знак и в тоже время дополняет или поясняет предыдущее содержание. Видимо, дописка является важной и связана, либо с изменением внешних условий, либо с расширением понятийной базы. В первом случае разница во времени между нанесениями Верхней и Нижней надписей может быть меньшей, поскольку их графическая основа не изменилась, во втором же случае это может говорить о существовании устоявшейся системы знаков, существовавшей на протяжении нескольких столетий.
В обеих надписях используются одинаковые простейшие графемы, символизирующие основные понятия.
Этот факт позволил, автору данной статьи предположить, что надпись является уникальным образцом письма, которым владело древнее скифо-таврское , киммерийское, а может и кизил-кобинское население Крыма за долго до появления известных азбук. В основу которых, предположительно легли Малташские графемы.
Что же написано на Малташской стеле?
Верхняя надпись гласит: «Путь к вершине».
Нижняя : «Вершина – два пути, которые не сходятся, ведут к различным целям (не на вершину), не имеют единой причины начала движения - общей точки исхода. Не имеющее общего выбирает каждое свой путь».
Нижняя надпись более многословна, но в ней делается попытка объяснить путнику детали пути (красивейший караванно-таможенный сленг ?).
В национальной традиции последние два знака Нижней надписи имеют значение: «Налево пойдешь, будет то-то и то-то», «На право пойдешь, будет так то». Здесь - «на право» обозначено восходящей чертой, что значит: «будет труднее», «на лево» более легкий путь, обозначен нисходящей чертой. Не трудно убедиться, что это действительно так ?
Кажущееся примитивной знаковая система на самом деле уникальная лаконичная графическая форма, обладающая максимальной образностью, информативностью и технологичностью.
Данная система «Простейших графем» была выявлена при анализе Кириллицы, нашла подтверждение при интерпретации ранних письменных источников и легла в основу создания Конструктора знаков.
Графемы Малташской надписи:
Горизонталь – движение в существующей реальности, ограниченное горизонтом делание, путь – дело – перемещение (точная характеристика торгового пути, выраженная всего одной чертой).
Две наклонных черты, сходящиеся в верхней точке, представляют собой графему первого порядка, составленную из двух базисных графем.
Восходящей наклонной черты, интерпретируемой, как движение вверх, движение с приложением усилия и
Нисходящей наклонной черты, трактуемой, как движение вниз, движение без усилия.
Обратившись к Конструктору знаков видим, что он дает графему первого порядка
- восхождение к небесному и нисхождение к земному, через высшую точку. Единичный круговорот бытия. Символ роста. Буква «Л» - «Людье» (растущее, слав.) Кириллицы.
Что же было на г. Бизюка такого «небесного»? И куда же к «земному» затем нисходили поднявшиеся? Или автор Верхней надписи лаконично написал: «Путь людей»? А от чего предостерегает автор Нижней надписи, явно заботливо указывающий нам возможности обхода вершины? Может просто на исчезнувшую со временем единую тропу ?. Или разделяет торговцев на категории? Вопросы, вопросы - они же ответы.
Надпись на Малташской стеле приближает нас к системе образов языческих народов. Теперь видно, что эта система избавляла их от чрезмерного пустословия. Закон запрещал использовать надписи в бытовых утилитарных целях (как когда то и колесо).
Так называемое развитие письменности в последующее время, явилось результатом упадка. Профанация послужила причиной общедоступности письма и использования его для развлекательных целей, в плоть до Р. Х.
«История и археология древнего Крыма», Издательство Академии наук Украинской ССР, Киев 1957 г., редактор Е.В. Максимов
* в вертикальных системах письма символы пишутся один под другим, такая запись используется в иероглифических письменностях (рисунок 1)
Кудинов Б.В. 2008.